Императорский Царскосельский Лицей — наставники и питомцы — «Чертог Царицын».
В памятный лицейский день 19 октября (по новому стилю 1 ноября), когда в 1811 году был открыт Лицей, известный в русской истории в первую очередь как школа, воспитавшая Александра Сергеевича Пушкина и воспетая им, хочется упомянуть неочевидную связь Императорского Лицея с Императорским храмом святой мученицы Александры в Иреме (Венгрия), месте упокоения Великой княгини Александры Павловны Романовой, эрцгерцогини австрийской (1783-1801).
Дворцовый флигель Екатерининского дворца Царского Села, где разместился Лицей, был построен в 1790 году изначально для Великих княжон, дочерей императора Павла I, старшая из которых Александра вышла замуж в 1799 году за палатина венгерского Иосифа Габсбурга (1776-1847). А «законоучителем православного вероисповедания» в Царскосельском лицее в 1811-1816 годах, когда там учился А. С. Пушкин, был протоиерей Николай Музовский (1772-1846), получивший это назначение после службы в 1804-1810 годах при надгробной церкви в Иреме. Первым директором Царскосельского лицея стал Василий Фёдорович Малиновский (1765-1814), зять духовника Великой княгини Александры Павловны протоиерея Андрея Самборского (1732-1815), чьим усердием и был построен храм в Иреме для вечного поминания особы российского императорского дома.
На 25-летие открытия Лицея в 1836 году А.С.Пушкин писал:
Вы помните: когда возник Лицей,
Как Царь для нас открыл чертог царицын.
19 октября 1811 года в Царском Селе был открыт Императорский Царскосельский лицей. Церемония открытия была торжественной, но строгой. Никаких родителей. Зато присутствовали — император Александр I, обе императрицы – Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, цесаревич Константин Павлович, Великая княгиня Анна Павловна, министры, члены святейшего Синода. Учиться в легендарном заведении, переименованном впоследствии в Александровский, получили право дети дворян. Здесь же должны были воспитываться младшие братья Александра I, по чьему указу было основано заведение, но из-за сложной политической обстановки от этой идеи отказались.
Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Раз в три года лицей принимал на обучение группу мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Их готовили на должности государственных чиновников высших рангов. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет.
Первыми воспитанниками лицея стали Александр Пушкин (1799-1837), Александр Бакунин (1797-1862), Николай Корсаков (1800-1820), Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846) и другие.
Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский (1811-1814).
В. Ф. Малиновский происходил из семьи духовного звания. Отец его, протоиерей, Фёдор Авксентьевич (1738-1811), служил при Московском университете. Семья Малиновских имела старинные связи с семьей Пушкиных; Павел Фёдорович Малиновский, был свидетелем на свадьбе родителей А. С. Пушкина. В 1781 году В. Ф. Малиновский после 6 лет учёбы окончил философский факультет Московского университета. Превосходно знал иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь; перевёл на русский язык с древнееврейского несколько книг Библии.
В 1789 году начал работать переводчиком в русской дипломатической миссии в Лондоне. В конце 1791 года Малиновский был направлен переводчиком на конгресс в Яссы, завершивший русско-турецкую войну. В 1801 году после длительного перерыва в службе, В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавию. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 году возвратился в Россию.
В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея. Тяжело сложилась его директорская пора. Сначала грянула война 1812 года, затем в этом же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг — в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:
Войну объявить лицемерию. Ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного.
Вместе со Сперанским он написал Устав руководимого им учебного заведения. Девизом Лицея стал лозунг: «Общее дело — для общей пользы». Василий Фёдорович добился, чтобы в Царском Селе не было карцера, не применялись телесные наказания. Если воспитанник провинился, его некоторое время запирали в его комнате, где он был лишен общения с товарищами. Но и это наказание применялось редко.
С 1791 года он был женат на Софье Андреевне Самборской (1772-1812), дочери священника Андрея Самборского, от которой имел трёх сыновей и трёх дочерей:
· Елизавета (1793-1829)
· Иван (1796-1873), лицейский товарищ А. С. Пушкина.
· Анна (1797-1883), в апреле 1825 года вышла замуж за декабриста А. Е. Розена и вскоре последовала за ним в Сибирь.
· Андрей (1804-1851), лицеист 3-го курса (1817-1823), поручик гвардии конной артиллерии.
· Иосиф (1807-1832), воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском лицее (выпуск 1828 года).
· Мария (1809-1899), в 1834 году стала женой лучшего выпускника первого лицейского выпуска, В. Д. Вольховского.
После смерти матери детей воспитывала их тетка, Анна Андреевна Самборская (1770-после 1843), жившая в доме Малиновского.
Первым преподавателем Закона Божьего в Лицее был отец Николай Музовский, настоятель придворного храма, духовник двух императоров, один из лучших проповедников того времени, которого уважал император Александр I. Николай (Лупп) Васильевич Музовский — протоиерей, обер-священник «Главного штаба Гвардейского и Гренадерского корпусов», духовник великокняжеской (Николай Павлович, Михаил Павлович) и императорской семьи.
Был священником русской миссии в Турине. В 1804 году, по ходатайству Самборского был назначен на его место в храм св. Александры в Иреме, где служил по 1810 год. В. Броневский в своих путевых заметках писал о его служении в Венгрии:
Отец Николай Музовский, проповедник, раньше служил при различных посольствах. Этим объясняется, что он носит черный фрак и внешне ничем не напоминает русского священника… Отец Николай заслужил здесь великое уважение. Крестьяне протестантского исповедания приходят к нему из дальних деревень, он читает им Евангелие на немецком языке; по праздникам же посещают его добрые сербы из соседних деревень.
Добрую память лицеисты сохранили на всю жизнь и о престарелом наставнике, взрастившем и директора лицея Малиновского и законоучителя Музовского, самом протоиерее Андрее Самборском. Уже будучи взрослыми людьми в марте 1833 года, старые друзья А.Пушкин и П.Вяземский в письме Жуковскому вспоминают дорогих их сердцу людей, в числе которых и отец Андрей Самборский (Самбурский):
Надо помянуть, непременно помянуть надо:
…
Покойного пресвитера Самбурского…
См.также:
А.С.Пушкин: ≪Надо помянуть, непременно помянуть надо≫