В день святого апостола Андрея Первозванного вновь приходят на ум слова великого русского поэта А.С.Пушкина, посвященные протоиерею Андрею Самборскому в стихотворении о наставниках Лицея и о встречах лицеистов с заслуженным священником в Царском Селе: «Помянуть, надо непременно помянуть…» (1833). Для Венгрии деятельность протоиерея Андрея Самборского, духовника Великой княгини Александры Павловны Романовой (1783-1801), эрцгерцогини австрийской, сродни апостольской, ведь его усилиями в 1803 году в Иреме был освящен русский православный храм – императорская надгробная церковь во имя святой великомученицы царицы Александры.
Протоиерей Андрей Самборский был опытным дипломатом, который начинал свое служение в Лондоне, он сопровождал будущего императора Павла I в его путешествии с супругой по Европе в 1781-2гг.. Чрезвычайно важны для истории личный опыт и свидетельства придворного священника, изложенные в составленном им описании жизни и смерти старшей дочери императора Павла I «О пребывании великой княгини Александры Павловны в Венгрии (1799-1801г.)». Этот опубликованный в дореволюционной церковной периодике документ был оцифрован в 2003 году настоятелем Иремского храма (2001-2010гг.) протоиереем Николаем Кимом к 200-летию освящения храма для привлечения внимания церковных историков и специалистов по славяноведению к истории первого — отдельно стоящего — русского храма в Европе, возведенного благодаря усилиям выдающегося священника из придворного духовенства отца Андрея Самборского.
Вот как характеризует протоиерея Самборского, законоучителя и преподавателя английского языка Великим князьям Александру (будущему императору Александру I) и Константину, а впоследствии и трем Великим княжнам – дочерям Павла, в своих исторических очерках «Русская Церковь в XIXв.» (СПб., 1901) русский церковный писатель-историк, обер-секретарь Святейшего правительствующего синода, приват-доцент Санкт-Петербургского государственного университета Стефан Григорьевич Рункевич (1867-1924):
«Отец Самборский стремился, прежде всего, возбудить в своих учениках любовь к Богу и любовь к ближнему. Задачею своей законоучительской деятельности он ставил нравственное развитие своих учеников, усвоение ими нравственных христианских истин, развитие в них любви к людям, стремления делать добро всем. «Старайтесь находить», внушал он, «во всяком человеческом состоянии своего ближнего, тогда никого не обидите и тогда исполните закон Божий».
Самборский, действительно, был человек неординарный: ходил, с разрешения императрицы, в светском платье, любил заниматься агрономией, разбил даже парк для своего царственного ученика на его даче Александровке близ Павловска, умел видеть хорошее и у инославных и очень почитал французского богослова Массильона. Не известно на чем основываясь, говорят, будто отец Самборский был человек малообразованный, или «недальнего богословского образования», его преподавание ограничивалось будто бы тем, что он заставлял своего ученика выучивать на память вопросы и ответы из катехизиса и заботился только о выполнении им обрядовой стороны православия, и, что уже совсем не вяжется с предыдущим, будто был «либерал», не совсем твердый в православии своих богословских воззрений. Отец Самборский выражался про себя, что ему в его жизни привелось испытать «многажды страшное гонение суеверия и зависти»».
На фото: русский храм в Иреме; портрет протоиерея Андрея Самборского (гравюра Г.Афанасьева); икона апостола Андрея в иконостасе храма св.Александры.