Иремский храм-усыпальницу Великой княгини Александры Павловны Романовой посещают туристы и не только с целью ознакомления с этой исторической и православной достопримечательностью Венгрии (Иремский храм — самый старый русский православный храм в Европе, не считая домовых церквей), но и специально в субботу на богослужение. Об одном из таких посетителей, 75-летнем Александре Пинязеве, прилетевшем в Венгрию из далекой Австралии, хочется рассказать в этой заметке.
Рассказ записан со слов Александра в ходе беседы после субботнего богослужения.
Его дед, протоиерей Марин (Коровин), магистр богословия покинул русскую землю во времена гражданской войны, после разгрома Колчака, опасаясь за жизнь близких и свою. В 1923 году семья с 8-летней дочерью Галиной, будущей матерью Александра, прибыла в Китай. Семья проживала в Харбине и городе Дальнем (по-китайски Далянь). В Дальнем протоиерей Марин служил на русском кладбище, где покоятся русские воины, погибшие в 1905 году. Кстати, 4 сентября 2015 года состоялось торжественное открытие кладбища после реставрации. Александр был приглашен на торжества как прямой потомок протоиерея Марина, отдавшего много лет молитвенному служению на месте последнего упокоения многих русских.
В 1939 году в Харбине родился Александр. Здесь он закончил русскую школу в 1956 году. Встал вопрос: что делать дальше? Найти работу русскому в Китае в то время было очень сложно, учиться дальше не было возможности.
К тому времени мать Александра с младшим братом уже эмигрировали в Австралию, а отца и дедушки не было в живых.
Александр подал документы на выезд из Китая в Австралию. Положительного решения пришлось ждать очень долго, около 2 лет. Помимо всего прочего, ему надо было доказать, что ни он, ни его предки не являются китайцами. Предлагали «строить социализм» в Китае, а не жить при капитализме в Австралии. Предлагали вернуться в СССР, ему, рожденному в Китае. Но к тому времени уже была известна учесть возвратившихся.
Наконец, с помощью Всемирного Совета Церквей, Александр получил все необходимые документы и выехал через Пекин и Гуачжоу в Гонконг. На границе забирались все китайские документы (у Александра был вид на жительство в Китае), но с другой стороны уже ждали представители Всемирного Совета Церквей и дальше помогали ему во всем.
Корабль из Гонкога в Сидней плыл 14 дней.
1 сентября 1961 года Александр прибыл на свою новую Родину. С работой проблем не было. Утром, побывав в бюро по трудоустройству, вечером он уже работал. Проработав несколько лет, Александр закончил университет по специальности инженер-электрик и работал в крупных энергетических компаниях.
Женат был 2 раза.
Первая жена, русская, скончалась от тяжелой болезни. От этого брака у Александра есть сын. Вторая жена, тоже русская, но из Литвы, из Вильнюса, родила Александру двух дочерей, но пути их с женой не так давно разошлись. Дочери его (22 и 23 лет) закончили университет на английском языке, но говорят, пишут и читают по-русски, т.к. Александр, не смотря на то, что жена противилась, считая, что русский в Австралии не нужен, водил дочерей по субботам в русскую школу, разговаривал с ними по-русски, читал русские книги.
В 2009 году Александр совершил совместное с дочерьми 7-недельное путешествие из Владивостока в Петербург через Москву.
Александр — православный, прихожанин кафедрального собора святых Петра и Павла в Сиднее.
В конце беседы я спросила, а с чем связан его приход в наш храм? Александр ответил, что такой наказ дала ему мама Галина, так она приучила его делать во всех путешествиях, а именно по приезде в другой город всегда найти в православный храм, помолиться, поставить свечи и подать записочки о упокоении близких, о здравии живущих. Мама прожила очень долгую жизнь, скончалась в 96 лет.
Александр верен ее наказу. В каждом своем путешествии в Европу он приходит в православный храм помолиться.
В этот свой приезд в Будапешт Александр посетил Успенский собор и Иремский храм, а в январе на праздник Богоявления планирует быть в Хевизе в приходе в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

